Козако́в Михаил Михайлович (р. 1934), актёр, режиссёр, народный артист РСФСР (1980). Сын М. Э. Козакова. Работал в московских театрах: им. Маяковского, «Современнике», на Малой Бронной и др. Роли: Гамлет («Гамлет» У. Шекспира), Кочкарёв («Женитьба» Н. В. Гоголя) и др. Игру Козакова отличает сочетание романтической возвышенности и иронии. Снимался в кино: «Убийство на улице Данте», «Здравствуйте, я ваша тётя!» (телефильм) и др. Поставил телефильмы: «Безымянная звезда» (1978), «Покровские ворота» (1982), «Визит дамы» (1989). В 1991-96 - в Израиле, создал Камерный театр (Тель-Авив). Создатель и руководитель московской Антрепризы Михаила Козакова (1997). Мемуары «Актёрская книга» (1996). Государственная премия СССР (1967).
* * *
КОЗАКОВ Михаил Михайлович - КОЗАКО́В Михаил Михайлович (р. 14 октября 1934), российский актер театра и кино, режиссер, народный артист России (1980). Сын М. Э. Козакова (см. КОЗАКОВ Михаил Эммануилович) .
В 1956 закончил Школу-студию МХАТ. Его первой значительной ролью стал Гамлет в спектакле Театра имени Маяковского (см. МОСКОВСКИЙ ТЕАТР им. Вл. Маяковского) (постановка 1954, режиссер Н. П. Охлопков (см. ОХЛОПКОВ Николай Павлович)). Позднее Козаков был ведущим актером в театре «Современник» (см. МОСКОВСКИЙ ТЕАТР СОВРЕМЕННИК) при О. Н. Ефремове (см. ЕФРЕМОВ Олег Николаевич) и во МХАТе. Широкая популярность к актеру пришла на рубеже 1950-1960 годов, после ролей отрицательных героев: Шарля Тибо в фильме «Убийство на улице Данте» (1956) и Зуриты в фильме «Человек-амфибия» (1961). В 1967 Козаков получил Государственную премию СССР за участие в спектакле «Обыкновенная история» театра «Современник». В 1971-1983 актер играл на сцене Театра на Малой Бронной (см. МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР на Малой Бронной). Одна из лучших ролей Козакова в этом театре - Дон Жуан в одноименном спектакле, который поставил А. В. Эфрос (1973). Актер известен и как тонкий чтец стихов Пушкина и Бродского.
Актерская игра Козакова отличается пластической выразительностью, проникновением в психологию героя и отчетливым рисунком роли. Острая характерность выделяет его роли: поручика Оноли («Восемнадцатый год», 1958), Джека Бердена («Вся королевская рать», 1970), виконта де Розельба («Соломенная шляпка», 1974), полковника Фрэнсиса («Здравствуйте, я ваша тетя», 1976). Напротив в одной из лучших своих киноролей - Сильвио («Выстрел» по повести А. С. Пушкина, 1967) Козаков сдержан и трагичен. Благодаря своему актерскому типажу Козаков в советское время актер был «штатным» исполнителем роли Ф. Э. Дзержинского и за участие в этом качестве в телефильме «20-е декабря» (1981) получил Государственную премию РСФСР. Кроме того, актер снимался в фильмах «Евгения Гранде» (1960), «Балтийское небо» (1961), «Девять дней одного года» (1962).
Как режиссер Казаков много работал на телевидении, поставил ряд телевизионных спектаклей и фильмов. В 1970-1980 годах он был одним из ведущих советских телережиссеров, значительно расширил эстетику телевизионного театра. Он поставил телевизионные фильмы: «Безымянная звезда» (1978), «Покровские ворота» (1982), «Визит дамы» (1989), «Тень, или может быть, все обойдется» (1991). Режиссерские работы Казакова отличает чувство стиля изображаемой эпохи, вдумчивость и изобретательность в работе с актерами.
В 1990 году Козаков эмигрировал в Израиль, работал в Камерном театре и в театре «Гешер», преподавал, организовал собственную антрепризу. После возвращения в Россию Козаков активно участвует в театральной жизни Москвы, руководит проектом «Русская антреприза». В 1995 актер снялся в фильме А. Учителя «Мания Жизели», а в 1999 экранизировал два своих спектакля - «Ужин в четыре руки» (по спектаклю «Возможная встреча» и телеспектакль «Чествование». Автор воспоминаний «Актерская книга» (1996).